«Почему звук утрированный?»
Нередко, после постановки звука, родители спрашивают, почему ребёнок произносит звук утрированно, беспокоятся, не останется ли такое произношение "навсегда". Утрированное произношение "нового" звука - норма для ребёнка. Утрированность характерна, в большей степени, для звуков "р", "рь", "ж", "ш", т.к это звуки с ярко выраженной артикуляцией, некоторые из них ещё и звонкие.
Почему возникает такое произношение?
Чтобы произнести звук "р", ребёнку необходимо:
-сделать вдох носом;
-поставить язык в нужную артикуляционную позу;
-сделать выдох ртом так, чтобы язык "завибрировал".
Чтобы произнести звуки "ш", "ж" малышу нужно:
-сделать вдох носом;
-поставить язык "чашечкой" и удерживать его в таком положении;
-прикрыть зубы, но не сжимать (иначе воздух пойдёт в щеки);
-расположить губы в нужном положении, но не сильно вытягивать, чтобы не спровоцировать звук "ф");
-сделать выдох ртом.
Вам самим выдохнуть не захотелось?
Все вышеперечисленные "условия" мы, взрослые, соблюдаем автоматически.
Если звук только появляется, его произношение требует концентрации, собранности - оттуда и утрированность. Работая над звуком в слогах, словах и фразах , он сглаживается. И далее уже будет произноситься правильно. Не торопитесь. Всё обязательно получится!
«Подготовка к развитию фонематического слуха»
Фонематический слух- это способность различать, анализировать звуки в потоке речи. Это сложный процесс, который требует подготовки и важное условия для правильного произношения звуков. Можно обманчиво утверждать, что развитие фонематического слуха осуществляется с пяти лет. Вовсе нет! К этому процессу можно приступать с 3-4 лет, главное- знать как!
Эту кропотливую работу мы начинаем с различения неречевых
звуков и только в игре!
Неречевые звуки - это звуки животных, музыкальных инструментов,
природы.
С детьми раннего дошкольного возраста:
✔слушаем (вслушиваемся в звуки) и слышим ( понимаем смысл,
значение звукового сигнала) неречевые звуки,
✔катим мяч после звона колокольчика;
✔останавливаемся, когда перестал звучать инструмент;
✔реагируем на звуковые сигналы: бежать/останавливаться по хлопку;
✔идём на носочках, когда слышим тихую музыку/ широкими
шагами, когда слышна музыка громкая;
✔быстро бежим под быструю мелодию и наоборот;
✔"засыпаем", когда услышали звук грома и скачем, когда поют птицы;
✔бросаем мяч, когда услышали хлопок, и приседаем, если услышали звон.
Обратили внимание, что, начиная с третьего примера, используются уже два звуковых сигнала, значит, требуется выполнить два действия; и все предлагаемые игры с использованием движений и тела? Вот так, усложняя постепенно задания для деток 3- 4 лет:
✔развиваем слуховое внимание и память,
✔уравновешиваем процессы торможения и возбуждения,
✔развиваем саморегуляцию и контроль,
✔чувство ритма и переключение
✔и только потом переходим к развитию ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
раскрыть » / « свернуть